Мы всегда готовы помочь!

8-800-700-96-03

круглосуточная поддержка

info@ekbrebcentr.ru vk.com/orionrebcentr

Семейная система при наличии в ней химической зависимости

Семейная система при наличии в ней химической зависимости

Выздоровление - это процесс, а не событие. Семья должна принимать активное участие в этом процессе.

Больная семья

  • Больная семья чувствует радость достижения, когда кто-то из ее членов преуспевает, и чувствует себя преданной, если кого-либо из членов семьи преследуют неудачи.
  • Больная семья учит тому, что брак делает человека завершенной (полноценной) личностью.
  • Больная семья учит тому, что лица, имеющие власть в семье, всегда правы.
  • Больная семья чувствует, что ее члены должны держаться вместе. И зависеть друг от друга вплоть до исключения внешнего мира. Исключением из этого являются случаи, когда члены семьи находят подобных себе.
  • В больной семье считается, что для того, чтобы быть достойной личностью, тебе нужно получить одобрение внешнего мира, в особенности, одобрение самой семьи.
  • В больной семье считается, что для счастья и успеха нужно иметь деньги, делать их или жениться на них.
  • Больная семья считает, что ты все должен «делать сам», поскольку нет Бога, который бы руководил тобой.
  • Больная семья живет в страхе и учит страху перед другими, отличающимися цветом кожи, религией, расой, национальностью и так далее.
  • У больной семьи нет активной Высшей силы, то есть Бога.
  • Больная семья учит каждого своего члена адаптироваться к эмоциональному заболеванию группы, и чувствует угрозу, когда кто-то из членов обращается к посторонней помощи.
  • В больной семье бывают ссоры, драки, споры, физическое насилие, ненависть, критика, горе, похоть, обиды, ревность, фантазии, злость, депрессии, эйфория, здесь обучают обусловленной любви.
  • Больная семья чувствует себя абсолютно брошенной в случае смерти или отъезда любимого члена группы.
  • Этот тип семьи пытается держаться вместе при помощи чувства вины и жалости, которые здесь называются «любовью». В такой семье имеются также определенные ожидания относительно друг друга.
  • В больной семье считается, что всем должны нравиться одинаковые люди и вещи.
  • Функционирование больной семьи опирается на взгляды и опыт прошлого, она неспособна, жить спокойно и мирно в настоящем. В такой семье будущее воспринимается только как страшное.
  • Больная семья расцветает от возбуждения и учит посредством болезненного опыта тому, что если нет возбуждения, ты не живешь.
  • Больная семья учит тому, что все, что ты видишь, слышишь, пробуешь, трогаешь и  чувствуешь,  является  единственной реальностью и ничего нет за пределами мире чувств и видимого.
  • В больной семье не знают, как молиться или медитировать.
  • В больной семье верят, что источник силы в единстве друг с другом, • то время, как настоящая сила - в единстве с Высшей Силой, Богом.
  • Больной семьей может быть человек, семья, общество, государство, страна, терапевтическая группа, весь мир и вся вселенная.

Здоровая семья и её черты

  • Общайтесь и слушайте.
  • Укрепляйте и поддерживайте.
  • Уважайте друг друга.
  • Развивайте доверие.
  • Развивайте чувство юмора и играйте.
  • Разделяйте ответственность.
  • Учитесь различать «хорошо» и «плохо».
  • Развивайте сильное чувство семьи.
  • Имейте равновесие в общении
  • Имейте единый религиозный стержень.
  • Уважайте пространство личности.
  • Цените служение другим.
  • Способствуйте совместной трапезе и беседам.
  • Проводите вместе досуг.
  • Признавайте наличие проблем и обращайтесь за помощью.

Как в здоровых семьях относятся к деньгам

  • В здоровых семьях говорят о деньгах.
  • В здоровых семьях не связывают самооценку со способностью зарабатывать деньги.
  • В здоровых семьях формируются навыки обращения с деньгами.
  • В здоровых семьях обучают детей обращаться с деньгами.

Черты здорового родителя

  • Он наслаждается своими детьми.
  • Он уверен в своем праве растить детей и быть родителем.
  • У него разумные ожидания.
  • Он проводит время со своими детьми.
  • Он выбирает подходящий для него родительский стиль.
  • Он устанавливает ясные и гибкие правила.
  • Он умеет хорошо общаться.
  • Он больше заинтересован во взаимоотношениях, чем в дисциплине.

Факты о детях алкоголиков

  • Приблизительно у 28 млн. американцев имеется, по крайней мере, один родитель алкоголик.
  • В настоящее время в одной из трех семей кто-либо из ее членов злоупотребляет алкоголем.
  • Один из каждых четырех школьников - выходец из алкогольной семьи.
  • У детей алкоголиков/наркоманов   наибольший  риск  стать алкоголиками/наркоманами или вступить в брак с человеком, который становится алкоголиком/наркоманом.
  • Более 50% всех выздоравливающих членов А. А, выросли в семьях, где хотя бы один родитель был алкоголиком.
  • Более 30% всех детей алкоголиков вырастают и вступают в брак с алкоголиком.
  • Дети алкоголиков/наркоманов часто являются жертвами жестокого и оскорбительного поведения, инцеста, насилия, пренебрежения.
  • В 90% всех случаев оскорбительного и жестокого обращения с детьми алкоголь и наркотики являются существенным фактором.
  • Несчетное количество детей алкоголиков/наркоманов проходят черед учреждения для малолетних преступников, суды, тюрьмы, заведения для душевно больных, часто вызываются к школьному начальству.
  • Дети алкоголиков/наркоманов часто    испытывают    ряд психологических трудностей, включая проблемы в обучении, тревожность, расстройства питания (недо/переедания), попытки к самоубийству и самоубийства, компульсивная потребность в высоких достижениях.
  • Часто дети алкоголиков/наркоманов   приспосабливаются   к непредсказуемости и хаосу семьи с химической зависимостью. У них формируется поведение, которое приводит к низкой самооценке, депрессиям, изоляции, чувству вины и трудностям в сохранении полноценных взаимоотношений.Проблемы большинства детей алкоголиков/наркоманов остаются незамеченными, потому что их адаптивное поведение чаще всего бывает социально приемлемым, направленным на поиск одобрения.Не более 10% детей алкоголиков/наркоманов получают помощь в настоящее время.
  • Проблемы большинства детей алкоголиков/наркоманов остаются незамеченными, потому что их адаптивное поведение чаще всего бывает социально приемлемым, направленным на поиск одобрения.
  • Не более 10% детей алкоголиков/наркоманов получают помощь в настоящее время.

Эти и другие проблемы часто сохраняются и во взрослой жизни.

Как распознать ребёнка из семьи с химической зависимостью

Не существует стопроцентно верных путей распознавания детей, живущих в семьях, где есть алкоголики или наркоманы. Наиболее важным аспектом в распознавании  детей  из  семей  алкоголиков/наркоманов  является формирование у них определенных моделей поведения (паттернов), а не выделение симптомов принадлежности. Тем не менее, следующие симптомы могут указывать на определенную дисфункцию в семье, вполне возможно, что это алкоголизм или наркомания:

  • не сдает вовремя конспекты, дневник и так далее;
  • неровная успеваемость;
  • изменения во внешности, особенно одежда не по погоде/сезону;
  • голод - ребенок не позавтракал или не принес с собой завтрак в школу;
  • сознательная изоляция;
  • общая   (постоянная)   усталость,   утомляемость,   изможденность, равнодушие;
  • озабоченность своевременным возвращением домой;
  • избегает возвращения домой;
  • избегает споров и конфликтов;
  • специфические вопросы, которые задают дети в процессе бесед и занятии по теме «Алкоголизм и наркомания». Например: выпить и напиться для них одно и то же, крайне нежелательное отношение к алкоголю, наркотикам, к употреблению алкоголя/наркотиков, явная озабоченность и постоянные вопросы о том, может ли передаться по наследству алкоголизм и наркомания. Это лишь небольшой список возможных симптомов.

Это упражнение поможет вам понять кто такой "Потакатель"

Как я потакал болезни или пытался вылечить алкоголизм   и/или наркоманию (отучить от употребления алкоголя или наркотиков).

  • Отрицал, что человек слишком много употребляет.
  • Брал на себя выполнение его семейной роли (функции).
  • Находил оправдание его зависимому поведению.
  • Пополнял его запасы алкоголя/наркотиков.
  • Оправдывал его промахи, ошибки, недостатки.
  • Выливал его алкоголь, выбрасывал его наркотики.
  • Помогал ему находить причины для выпивки и употребления наркотиков.
  • Извинялся за него перед другими.
  • Подпитывал его злость и обиду.
  • Соглашался с его стилем (образом) жизни.
  • Звонил вместо него его начальнику или друзьям.
  • Давал ему деньги просто так или взаймы.
  • Спасал его от тюрьмы или брал на поруки.
  • Спасал его от финансового краха.
  • Говорил ему, что у него нет проблемы с алкоголем и наркотиками.
  • Угрожал, что уйду от него.
  • Выгонял.
  • Обещал, что если он перестанет пить или употреблять наркотики, то я...
  • Пытался вместе с ним пить и употреблять наркотики.
  • Поощрял его попытки ограничиться пивом или легким вином.
  • Угрожал, что поставлю его в неловкое положение (опозорю).
  • Отказывал в сексе.
  • Обещал секс.
  • Уходил, отдалялся от него.
  • Переставал общаться или вместе ходить куда-либо.
  • Провоцировал его арест (сажал за решетку).
  • Укладывал в больницу.
  • Ограничивал количество употребляемого алкоголя/наркотиков.
  • Предлагал новую работу.
  • Разбавлял алкоголь.
  • Вдохновлял на регулярные занятия физкультурой.
  • За него договаривался о встречах или отменял их.
  • Подчищал за него.
  • Избегал помощи для самого себя.
  • Отталкивал близких друзей.
  • Принюхивался к его дыханию.
  • Втихаря подсовывал антабус.
  • Провоцировал ссоры, пилил или ругал.
  • Бил, ударял.
  • Купался в жалости к себе.

Некоторые ловушки потакательства, в которые я могу попасться

  • Следить, чтобы алкоголик принимал антабус.
  • Проверять, ходит ли алкоголик/наркоман на собрания и как часто.
  • Волноваться, когда он остается один.
  • Принюхиваться.
  • Защищать его в социальных ситуациях.
  • Избегать посещать те места и мероприятия, где присутствует алкоголь/наркотики.
  • Скрывать от друзей и членов семьи  факт госпитализации алкоголика/наркомана.
  • Пытаться контролировать его деятельность.
  • Избегать разговоров на те темы, которые могут его расстроить.
  • Прекратить посещать Ал-Анон.
  • Попытаться забыть, что это когда-то происходило.
  • Избегать предоставлять ему ответственность.
  • Поминать ему прошлое,
  • Стараться везде ходить с ним (сопровождать его везде).
  • Пытаться спрятать от него свое недоверие.
  • Звонить его спонсору.
  • Беспокоиться.
  • Возлагать на него вину за финансовые проблемы.
  • Самой принимать все решения.
  • Иметь нереалистические ожидания на будущее.
  • Став всезнайкой в области алкоголизма/наркомании, раздавать советы.
  • Пытаться изменить его.
  • Взваливать на него слишком много обязанностей.
  • Ревновать за его внимание к АА./А.Н.
  • Пытаться препятствовать его встречам с людьми, с которыми употреблял алкоголь/наркотики.
  • Говорить всем об этой проблеме.
  • Не делать никаких изменений.
  • В случае срыва, вернуться к старому поведению, вести себя, реагировать по-старому.
  • Чувствовать ответственность за выздоровление.
  • Пытаться быть ему консультантом.
  • Пытаться быть для него всем.
  • Быть нечестным относительно своих чувств.
  • Высмеивать А.А. и А.Н.

Каковы были мои мотивы

  • Не могла посмотреть фактам в лицо.
  • Хотела избежать стыда и/или замешательства.
  • Любила его.
  • Жалела его.
  • Боялась краха респектабельности.
  • Боялась потерять дом, работу, деньги.
  • Не было, куда идти.
  • Хотела сохранить общественный имидж.
  • Сильно пила/употребляла наркотики.
  • Боялась перемен.
  • Боялась словесных или физических оскорблений и нападок.
  • Чувствовала боль, злость, вину и хотела отомстить (оплатить тем же).
  • Надеялась, что сам остановится.
  • Боялась отвержения.
  • Боялась, что мне будет причинена физическая боль,
  • Волновалась за него.
  • Чувствовала, что алкоголь/наркотики важнее, чем он сам.
  • Обвиняла его приятелей.
  • Боялась расстроить его.
  • Боялась, что спровоцирую его срыв.
  • Чувствовала, что я виновата.
  • Считала, что он ненормальный.
  • Чувствовала себя такой одинокой.
  • Хотела быть счастливой.
  • Хотела защитить своих детей.
  • Хотела мира любой ценой.

Иррациональные представления (Альберт Эллис)

  • Представление о том, что взрослому человеку совершенно необходимо, чтобы его любили или одобряли практически все значимые люди в его окружении.
  • Представление о том, что если человек хочет считать себя достойным, то он должен быть необыкновенно компетентным, соответствующим высоким требованиям и преуспевающим во всех отношениях.
  • Представление о том, что некоторые люди дурны, испорчены и злы, и что их следует обвинять и сурово наказывать за их злодейство.
  • Представление о том, что когда все идет не так, как тебе бы очень хотелось, то это просто ужас и катастрофа.
  • Представление о том, что несчастье человека приходит извне, и что у людей почти или совсем нет возможности управлять своими горестями и неприятностями.
  • Представление о том, что если есть нечто, что является или может быть опасным или страшным, то человек должен быть ужасно озабочен этим или должен постоянно думать о том, что это может произойти с ним.
  • Представление о том, что легче избежать некоторых жизненных трудностей и ответственности за себя и перед собой, чем прямо столкнуться с ними (и найти им разрешение).
  • Представление о том, что человек должен зависеть от других, и что он нуждается в ком-то более сильном, на кого он мог бы положиться.
  • Представление о том, что прошлое человека является самым важным моментом для определения его нынешнего поведения, и что если что-то когда-то оказало на его жизнь сильное воздействие, то оно должно и сейчас иметь такое же воздействие на жизнь человека.
  • Представление о том, что нужно очень расстраиваться и огорчаться по поводу проблем и неприятностей у других людей.
  • Представление о том, что всегда обязательно имеется правильное, точное и совершенное (идеальное) разрешение человеческих проблем, и что если это идеальное решение не находится, то это - просто катастрофа.