Мы всегда готовы помочь!

8-800-700-96-03

круглосуточная поддержка

info@ekbrebcentr.ru vk.com/orionrebcentr

Семья как система

Семья как система

Подобно любым сложно организованным структурам семья является системой.

Каждая система:  

  • состоит из частей;
  • части соединяются особым способом;
  • соединением достигается общая цель.

Элементы семейной системы – её члены, непосредственно вовлечённые в семейную жизнь. Это может быть даже умерший член.

Поведение членов семьи связано неписаными правилами, которыми определяется:

  • функции каждого человека;
  • взаимоотношения между людьми;
  • цели, к которым все движутся;
  • способы достижения;
  • что можно, и что нельзя на пути к достижению.

В рамках семейной системы, правила выполняют 4 основных функции. Они:

  • Устанавливают взгляды, ожидания, ценности и цели семьи.
  • Определяют принадлежность власти и авторитета, порядок их использования и реакцию на них членов семьи.
  • Предполагают, как семья будет справляться в самой себе как в ячейке, в своих членах и во внешнем мире.
  • Предписывают, как члены семьи могут обращаться друг с другом и по какому поводу.

Семья это система, и нарушение в одном из её элементов неизбежно сказывается на остальных.

Реакция на изменение - стресс. Восстановление в системе происходит с учётом изменений, возникших в компонентах. Изменение следует начинать в том месте, которое наиболее готово. Семья – система. Нарушение в одном из её элементах неизбежно сказывается на всех остальных.

В больной семье правила становятся ригидными (жёсткими) и бесчеловечными:

  • Они перестают действовать на благо всей семьи и начинают работать в интересах того, кто их устанавливает.
  • Члены семьи не принимаются такими, какие они есть – людьми способными ошибаться, со своими чувствами, достоинствами и недостатками.

Правила становятся нереалистичными и невыполнимыми, поощряя нечестность и манипулятивность, как средство избегания наказания, отвержения или чувства вины.

Постепенно правила приобретают всё более жёсткий характер.

  • В семье всё меньше делаются скидки на различия в людях и обстоятельствах.
  • Перестают поощряться изменения, т.к. они несут потенциальную угрозу статусу кво.
  • Поведение всех элементов семейной системы становится строго предсказуемым.

Благодаря ригидности поведения зависимого и повторяемости ситуаций, у всех членов семьи закрепляются модели реагирования. Их поведение из активного становится реактивным и распространяется на другие жизненные ситуации. Если ничего с этим не делать – человек будет нести свою роль по жизни, найдёт себе партнёра, играющего дополняющую его роль. И уже новая семья будет обречена на существование в рамках тех же правил, передаст это наследие грядущим поколениям и станет питательной средой для появления новых зависимых и созависимых.

Вот некоторые из правил дисфункциональных семей:

  • Статус кво любой ценой («Не раскачивай лодку»).
  • Не говори, не доверяй, не чувствуй.
  • Не выноси сор из избы.

Семейная система становится закрытой.

Правилами предусматривается, что каждый член семьи должен быть пособником болезни. Таким образом складываются семейные роли. Супруг (а) становится костылём, главным потакателем болезни, поскольку пытается контролировать последствия проявления заболевания. Потакатель защищает зависимого от боли.

Особое место отводится детям. Типичные реакции детей на пьянство родителей:

  • помощь и защита по отношению к непьющему родителю;
  • защита и спасение алкоголика;
  • попытки остановить или контролировать пьянство;
  • обвинение себя;
  • саморазрушающее поведение;
  • суицид

Дети вырабатывают свои способы выживания в дисфункциональной семье. Вот некоторые из типичных ролей:

  • «семейный герой»;
  • «миротворец»;
  • «бунтарь»;
  • «шут»
  • «козёл отпущения»;
  • «потерянный»
  • Не используйте детей, как помощников при попытках контролировать употребление зависимого.
  • Не перекладывайте на детей ответственность за свой выбор («С кем ты хочешь жить, с мамой или с папой?»).
  • Не делайте из детей отдушину для своих чувств, связанных с зависимым.
  • Не просите детей лгать (Давай не скажем папе).
  • Не обвиняйте их (Если бы ты хорошо учился).
  • Не старайтесь контролировать поведение ребёнка, чтобы не спровоцировать его зависимость.
  • Не пытайтесь отчуждать детей от зависимого. Без необходимости не защищайте их.
  • Защищайте детей от насилия.
  • Говорите с ними открыто, называя вещи своими именами. Позвольте им открыто выражать свои чувства.
  • Посещайте группы Ал-Анон.